Наши публикации
Краеведческое исследование: методические рекомендации для учащихся и педагогов образовательных учреждений Камчатского края. Конкурсные работы учащихся Камчатского края
отв. ред. В.О. Давыдова
Настоящее издание предназначено для педагогов и учащихся Камчатского края, желающих попробовать свои силы в исследовательской деятельности. В первом разделе пособия приводятся методические рекомендации по написанию самых сложных элементов исследовательской работы. Во второй раздел вошли краеведческие исследования камчатских школьников, отобранные и рекомендованные для публикации. Все работы были выполнены для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество».
Печатается по заказу КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий» с целью популяризации всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» среди педагогов и учащихся Камчатского края.
(Краеведческое исследование: методические рекомендации для учащихся и педагогов образовательных учреждений. Конкурсные работы учащихся Камчатского края / отв.ред. В.О. Давыдова. – Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2020. - 80 с.)
Своими силами, своими руками
Т. С. Зайковская
Герои Великой Отечественной войны поселка Октябрьский
М.А. Крутенко, Е.С. Морозова
Предлагаем познакомиться с публикациями наших педагогов (Зайковская Т.С., Морозова Е.С) )и учащейся (Крутенко М.А.) в сборнике XXXVI Крашенинниковских чтений.
Сборник посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 280-летию Петропавловска-Камчатского.
(Гордиться славою своих предков: материалы XXXVI Крашенинниковских чтений / Камчатская краевая научная библиотека им. С.П. крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2020. - 240 с. )
Использование метода лэпбук в изучении краеведения Камчатки
В. О. Елизарова, М. В. Буяхья
В статье рассмотрены преимущества метода лэпбук и возможности его использования в объединениях туристско-краеведческой направленности.
Процесс создания лэпбука - это не только самостоятельно добытые знания, но и возможность ставить задачи, решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Педагогу, руководящему краеведческим объединением, такая форма проектной деятельности позволит создать мотивацию и стимулировать устойчивый интерес к познанию неизведанного нового о родном крае, с успехом решать задачу духовно-нравственного значения — вовлекать подрастающее поколение в преобразование историко-культурной и природной среды малой родины.
(Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2020. № 1 (35). - С. 55-59)

Педагогика приключений в практике детско-юношеского туризма в Камчатском крае
М. В. Костыря, Е. А. Юхина
Авторами рассмотрен вариант использования идей педагогики приключений в детско-юношеском туризме. В статье представлен опыт разработки и реализации дополнительной общеразвивающей программы, основанной на идеях педагогики приключений и модульном принципе постарения программы. Работа опубликована в сборнике материалов по итогам открытой всероссийской научно-практической конференции "Событийный подход к организации туристско-краеведческой деятельности (19-20 апреля 2016 г., г. Санкт-Петербург)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО КАМЧАТКЕ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ. Выпуск 1
Автор-составитель Т. А. Наймушина, методист КГАУДО "Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий"
Методические разработки для экскурсоводов Камчатки созданы на основе современной теории экскурсоведения и собственного опыта проведения экскурсий автором-составителем. В доступной форме изложен материал об экскурсионных объектах по маршруту путешествий, представлены технологические карты, основной и до-полнительный текст рассказов экскурсовода. Принципы отбора экс-курсионных объектов, порядок показа и рассказа о них определяются направлением движения и потребностью создать яркий эмоциональ¬ный «образ территории» путешествия.Издание адресовано специалистам, осуществляющим экскурсионные услуги на полуострове, а также жителям края, путешествующим по родным просторам.

ПОДГОТОВКА ТУРИСТОВ-СПАСАТЕЛЕЙ: НАЧАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА: ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Авторский коллектив КГАУДО "Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий"; под общ. ред. М.В. Костыри
Программно-методическое пособие включает в себя программу начальной туристской подготовки, рассчитанную на реализацию в течение одного учебного года и направленную на формирование у учащихся компетенции, связанной с обеспечением собственного комфорта и безопасности в природной среде. Успешное освоение программы начальной туристской подготовки — это первый этап в формировании данной компетенции. В пособии представлен возможный вариант ее формирования в ходе реализации программного комплекса «Подготовка туристов-спасателей» по этапам (начальная туристская, общая туристская и специальная подготовка). Программа представляет собой набор модулей — коротких программ приключений, что позволяет гибко выстраивать учебный процесс в зависимости от потребностей образовательной организации. Каждый модуль имеет учебно-методическое обеспечение, в состав которого входит весь указанный видео-, фото-, иллюстративный и картографический материал и иное дидактическое оснащение учебного процесса. Учебно-методическое обеспечение модулей представлено приложениями в электронном виде на СD-диске.

ПОДГОТОВКА ТУРИСТОВ-СПАСАТЕЛЕЙ: НАЧАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА: ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
М. В. Костыря, Е. А. Юхина
Программно-методические материалы включают программу курса дополнительной подготовки педагогов к реализации курса начальной туристской подготовки на базе объединений туристско-краеведческой направленности, а также методические материалы.
Программа дополнительной подготовки направлена на оказание информационно-методической помощи педагогам в реализации курса начальной туристской подготовки туристов-спасателей на базе объединений туристско-краеведческой направленности и касается следующих вопросов: теоретических основ построения программы начальной туристской подготовки; проектирования, организации и проведения приключения; обеспечения безопасности мероприятий в рамках программы начальной туристской подготовки. Издание адресовано педагогам дополнительного образования, инструкторам детско-юношеского туризма, туристам-организаторам, реализующим курс начальной туристской подготовки, а также специалистам, организующим групповые занятия по данному направлению.

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
М. В. Костыря, Е. А. Юхина
Работа касается проблемы содержания образовательных результатов обучения по дополнительным общеобразовательным программам с позиции компетентностного подхода. Авторами проанализированы две точки зрения на решение данной проблемы.
Статья опубликована в сборнике материалов III международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 15 сентября, 2014 год, г. Москва, Россия

ПЕДАГОГИКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
М. В. Костыря, Е. А. Юхина
В статье обобщено современное понимание приключения как педагогического явления, названы характерные черты, обозначен его педагогический потенциал. Авторами проанализирован отечественный и зарубежный опыт реализации идей педагогики приключения, представлен опыт реализации педагогики приключений в практике детско-юношеского туризма в рамках программы начальной туристкой подготовки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ-СПАСАТЕЛЕЙ (ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»)
М. В. Костыря, Е. А. Юхина
В работе обоснована необходимость ведения дополнительной подготовки педагогов в рамках реализации экспериментального проекта. Описано программно-методическое и кадровое обеспечение дополнительной подготовки педагогов в рамках экспериментального проекта «Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)»; отмечены преимущества подготовки, реализуемой на базе учреждения. Статья опубликована в электронном сборнике материалов II Международной научно-практической конференции "Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития" (25-26 июня 2013 г.)

ПОДГОТОВКА ТУРИСТОВ-СПАСАТЕЛЕЙ (ОРИЕНТИРУЮЩИЙ КУРС): ПРОГРАММНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Авторский коллектив КГАОУ ДОД "Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий" под рук. М. В. Костыри
Представленное пособие включает программно-методические материалы ориентирующего курса подготовки туристов-спасателей, целью которого является презентация вида деятельности (туризма, спасательской работы) не на уровне основ знаний, умений и навыков, но на уровне впечатления, личного увлекательного опыта; формирования эмоционально насыщенного образа вида деятельности, как следствие – устойчивое вовлечение обучающихся в туристско-спасательскую деятельность. Пособие содержит: программу подготовки туристов-спасателей (ориентирующий курс); методические материалы для работы с обучающимися по программе подготовки туристов-спасателей (ориентирующий курс); программу полевой практики. Программно-методическое пособие адресовано педагогам дополнительного образования, инструкторам детско-юношеского туризма, туристам-организаторам.

ПОДГОТОВКА ТУРИСТОВ-СПАСАТЕЛЕЙ (ОРИЕНТИРУЮЩИЙ КУРС) : УЧЕБНАЯ ТЕТРАДЬ
Авторский коллектив КГАОУ ДОД "Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий" под рук. М. В. Костыри
Учебная тетрадь по первому блоку программы подготовки туристов-спасателей по содержанию представляет собой рефлексивный дневник (индивидуальный дневник самонаблюдения). Использование рефлексивного дневника соответствует цели и задачам дополнительной образовательной программы и возрастным особенностям обучающихся. Рефлексивный дневник является средством осознания ребенком произошедших в нем изменений, оценки этих изменений, принятия новых способов решения поставленных перед ним задач; постановки обучающимся новых задач развития; средством обратной связи и коммуникации педагога и обучающегося; формирования и развитие внутренней мотивации обучения; средством мониторинга результатов обучения по программе и др. Задания учебной тетради направлены на достижение целей конкретного занятия Программы подготовки туристов-спасателей (ориентирующий курс).

ПОДГОТОВКА ТУРИСТОВ-СПАСАТЕЛЕЙ (ОРИЕНТИРУЮЩИЙ КУРС): ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
Авторский коллектив КГАОУ ДОД "Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий" под рук. М. В. Костыри
Программно-методические материалы включают программу курсов дополнительной подготовки педагогов к реализации ориентирующего курса программы подготовки туристов-спасателей на базе объединений туристско-краеведческой направленности. Также включены методические материалы курсов дополнительной подготовки педагогов, куда входят разработанные семинары и семинары-практикумы, снабженные подробным информационным материалом.
Программно-методические материалы курсов дополнительной подготовки будут полезны педагогам дополнительного образования, инструкторам детско-юношеского туризма, туристам-организаторам, реализующим ориентирующий курс программы подготовки туристов-спасателей, для индивидуальной подготовки, а также специалистам, организующим групповые занятия по данному направлению.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТУРИСТАМИ И СПАСАТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛЬНОГО СНАРЯЖЕНИЯ»
Рахматулина Е. А., Сердюк А. С., Юхина Е. А.
В статье представлен конспект ознакомительного занятия по теме: «Использование туристами и спасателями специального снаряжения», которое вошло в ориентирующий курс программы подготовки туристов-спасателей. Целью обучения ориентирующего курса является презентация вида деятельности (туризма, спасательской работы) не на уровне основ знаний, умений и навыков, но на уровне впечатления, личного увлекательного опыта; формирование эмоционально насыщенного образа вида деятельности, как следствие – устойчивое вовлечение обучающихся в туристско-спасательскую деятельность. Работа по программе подразумевает использование в процессе обучения интерактивных методов работы с группой обучающихся.

МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ-СПАСАТЕЛЕЙ (ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ)»
Юхина Е. А.
Статья посвящена рассмотрению проблемы мониторинга психологического развития обучающихся в рамках реализации экспериментального проекта в учреждении дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности. Автором выделен набор индивидуально-психологических особенностей обучающихся в соответствии с целями исследования и назван диагностический инструментарий для их оценки. Работа также была опубликована в сборнике материалов II международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 15-16 февраля 2013 г., г. Москва, Россия

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Юхина Е. А., Сердюк А. С.
Работа посвящена рассмотрению модели организационно-методического обеспечения подготовки обучающихся к деятельности в экстремальных условиях, реализуемой на базе учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности. Одним из условий эффективной реализации данной модели авторы называют организацию и развитие сетевого взаимодействия в рамках образовательного пространства региона. Статья опубликована в сборнике научных трудов, изданный по итогам II Всероссийской конференции "Личность в экстремальных условиях" в 2012 г.

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЪЕДИНЕНИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Дудина Е. В., Сердюк А. С., Юхина Е. А.
В статье названы преимущества деловой игры как метода обучения в объединениях туристско-краеведческой направленности. Представлен сценарий деловой игры «Внештатные и чрезвычайные ситуации на маршруте», разработанной и апробированной специалистами КГАОУ ДОД «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий» в рамках экспериментального проекта «Теория и практика подготовки туристов-спасателей (проведение поисково-спасательных работ в условиях природной среды)».

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ
Костыря М. В.
В статье рассматриваются вопросы развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности в контексте модернизации российской системы образования, обосновывается необходимость изменений дополнительных образовательных программ в соответствии с современными требованиями, раскрываются направления модернизации содержания туристско-краеведческой подготовки в рамках реализации экспериментального проекта КГБОУ ДОД «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий». Статья опубликована в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инновационный потенциал региона: перспективы развития" (г. Петропавловск-Камчатский, 20-22 марта 2012 г.)